Венчание

Записки соборного регента

Посвящается моей дорогой подруге Виктории, которая 3 дня назад вышла замуж.

«Если Господь не созиждет дома, всуе трудятся строящие его» (пс.126:1)

Обе половинки дверей огромного собора со скрипом распахнулись, будто сообщая пономарям, их открывшим, великую тайну – две души пришли, чтобы слиться воедино.

День был зимний, но яркое солнце играло алмазами и бриллиантами на снегу, отражая чистоту двух людей, пришедших в старинный собор.

Вместе со свежим морозным воздухом через открытые двери в храм ворвался солнечный свет, который, казалось, не пускали старые, запыленные, цветные витражи. И вот теперь солнечные лучи, легко и свободно перебегая из угла в угол, искали, где еще спрятался мрак старого собора.

Сколько разных пар видел этот «старец» за свою молитвенную жизнь. Помнит он и те времена, когда венчались все: и богатые, и бедные. Богатые приезжали в каретах. В шикарных платьях невесты. В блестящих, скрипучих туфлях женихи. А те, что победнее, приходили пешими. Но скромность их наряда еще больше красила невесту и возвышала жениха. Ведь не было у невесты шелестящих парчовых и атласных кринолинов. Только ее природные, Богом данные, красота и чистота были приданным для девушки.

А потом собор вдруг забыли. Забыли, что надо венчаться, креститься. Только старушки с палочками, помня самые торжественные минуты, проведенные в храме Бога Живаго, еще заходили сюда. Да и те, словно партизаны, озирались и скрывались за высокими дверями.

А теперь снова звонят его старые колокола и колокольчики, славя Бога. Снова вокруг собора много людей. А вместо карет современные автомобили.

Священник встречает молодых людей у порога церкви. А они будто уже чувствуют своими юными, чистыми душами особое присутствие всеобщего Создателя. Сегодня они пришли сюда, чтобы в их доме был глава Христос.

Жених и невеста ступили за порог храм

а…

Давно уже в соборе так дивно не звучало это торжественное песнопении:

— Гряди, гряди от Ливана, невесто!

По-особому исполняет его хор после долгих дней Рождественского поста, а потом и любимых детьми Святок.

Сегодня слова этого торжественного гимна не всегда понятны молодым. А когда-то существовала традиция, согласно которой жених не должен был видеться со своей избранницей от сватания до самого венчания. Вот тогда-то по-настоящему созвучны слова этого песнопения с переживаниями в душе жениха:

— Приди, голубице моя! Яви ми зрак твой, и услышан глас твой. Глас твой сладок и образ красен.

Белоснежный наряд молодой девушки подчеркивает ее красоту и невинность, так редко сохраняющуюся в душах человеческих в наше время. Сверкающие камни диадемы и воздушная фата создают видимость ангельского нимба.

Зажигают свечи и подают их в руки молодым. Легкая дрожь пламени выдает волнение не только невесты, но и жениха, который уже не скрывает своей радости по поводу свершающего события.

Вот сейчас священник надевает кольца молодым. Золотое – жениху. Серебрянное – невесте.

Еще в Ветхом Завете кольцо считалось символом власти. Сам Господь свидетельствует об этом в новозаветной притче: «Дадите бо, глаголет, перстень на десницу его…» (Лк.15:32)

Золотое кольцо считается символом мужественности, опоры. А серебрянное – символ подчиненности жены мужу по слову апостола Павла: «Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу…» (Еф. 5:22)

Вот и носят они потом до скончания своих земных дней: жена мужнино – золотое кольцо. И все знают – это жена Н-ского. А муж – жены. И видно сразу окружающим: этот мужчина – человек женатый.

А священник молится за вновь обрученных, чтобы было именно так, чтобы до самой смерти обрученные прошли рядом друг с другом, помогая друг другу и живя друг для друга.

Теперь уже жених и невеста, обрученные перед Господом, идут дальше вслед за священником в центр храма, а хор поет краткое, но понятное всем славословие Творцу:

— Слава тебе, Боже наш, слава Тебе!!!

И, кажется, нет в храме такого уголка, куда бы ни долетело это дивное пение. Будто в каждом лике отозвалось оно, и ожил старец – собор. И нет для него разницы, сколько лет прошло с тех пор, как пришла сюда просить Божьего благословения первая пара. Хоть сто лет назад, хоть сегодня, молодые всегда счастливы одинаково. И кажется им, будто все святые, «присутствующие» в храме, благословляют их путь:

— Блажен еси, и добро тебе будет…

— Жена твоя, яко лоза плодовита…

— Благословит тя Господь от Сиона…

— Не обещался ли еси иной невесте? – вопрошает иерей.

— Не обещахся, честный отче, во всеуслышание объявляет жених, подтверждая избраннице верность.

— Не обещалася ли еси иному мужу? – вопрос к невесте.

— Не обещахся, — подтверждает искренность своего произволения звонким голосом девушка.

И священник, обратясь лицом к алтарю, торжественно возглашает:

-Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…

Дьякон приглашает всех вознести молитвы ко Господу за молодых:

— Миром Господу помолимся…

Если бы в этот момент, здесь среди этих людей, оказался кто-нибудь, умеющий читать чужие мысли, то он бы, наверное, изумился, узнав, о чем молится каждый из стоящих. (А может, и не изумился, а вздохнул с горечью).

Почему-то принято просить у Господа дом, машину, дачу, денег. Кто порассудительнее – детей, семейного благополучия. Редко кто научен просить «малого» — спасения души. Вот и учит нас этому дьякон:

— О еже даровати имже и нам вся ко спасению прошения, Господу помолимся!

А священник просит:

— Благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сару… и вся патриархи…

Помяни их, Господи…

Даждь им, Господи, плод чрева, доброчадие, единомыслие душ и телес…

Вот, где надо искать и думать молодым, страстно желающим брака. А готовы ли поднять этот Крест, такой красивый, но не менее трудный, чем монашество.

И, наконец, самый долгожданный момент. Священник берет с аналоя венец, поворачивается к жениху. Венцом изображает над ним крест и… возлагает его на голову жениху.

Будто король из сказки, стоит он, сияющий и взволнованный. А священник уже надевает венец невесте, которая от счастья и благоговения боится шелохнуться. Только слегка подрагивает пламя свечи, выдающее ее внутреннее переживание.

— Господи Боже наш, — воздевает священник руки к Небу, — славою и честию венчай их! – Громко, чтобы слышали все в соборе, возвещает служитель Господень Божью волю.

А дьякон уже читает на распев, и хор вторит ему:

— Положил еси на главах их венцы…

Сколько раз эти самые венцы возлагались на чьи-то головы. И нет различия для них ни в возрасте, ни в сословии. Только по вере каждого определяет Господь меру благодати. Можно лишь сделать попытку догадаться, чтоже чувствует человек, когда ему надевают венец. Это ни с чем не сравнимые переживания. Жених с невестой становятся другими, даже внешне. Что-то происходит в их душах. Жаль только, что сегодня все чаще венцы просто держат над головой, не надевая их, не давая возможность до конца ощутить человеку полноту таинства. Ведь многим людям необходимы чувственные впечатления. Но, вероятно, это и стало причиной, что венцы просто держат над молодыми, дабы мы больше верили неощутимому.

А священнодействие продолжается. Дьякон читает апостольское послание:

— Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину…

Вот в чем сила таинства. Непостижимое значение его. Было два разных человека. Жили своими жизнями. И вдруг в один момент эти двое становятся единым целым. Это чудо, которое Господь не престает являть нам здесь, на этой грешной земле. И пусть говорят, что венчанные браки тоже распадаются! Где же сила Божия? А сила Божия в нашей вере, с которой мы приступаем к таинству, а затем идем по дороге жизни. Об этой силе веры свидетельствует Евангельское чтение, которое предлагает выслушать священник.

Эта история о браке в Галлилейском городе Канне, на который пришли Иисус Христос и Его Мать. То была обычная иудейская свадьба, которая, по традиции, длилась несколько дней. Можно предположить, что свадьба была не самая богатая, так как вино по истечении времени закончилось. И мать Иисуса, Мария, просит сотворить чудо – первое чудо во время земной жизни Господа. Иисус Христос претворяет простую колодезную воду в превосходное вино. «И яви славу свою и вероваша в Него ученицы его…» (Ин. 2:11)

А мы верим? Пусть каждый попробует задать себе этот вопрос. И что же? Да. Мы верим, что Бог сотворил все, сошел на землю ради падшего человека, жил здесь, страдал, умер и воскрес, но… доверяем ли мы Богу? Можем ли мы возложить на Него все свое упование, все свои заботы? К сожалению, не все и не всегда. Поэтому и просит дьякон:

— Помилуй нас, Боже, по велицей милости, молимтися, услыши и помилуй!

Просит лик:

— Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!

Просит священник:

— Господи Боже наш, …сподобивый в Канне Галлилейской честный показати брак твоим пришествием: честный брак их (венчающихся – авт.) покажи…

Просят люди:

— Отче наш, … да будет воля Твоя…

А исполняем ли мы Его волю, о которой молимся? Всегда ли мы готовы отсечь свое «Я», «ХОЧУ», когда Господь являет нам свою волю в чем-то ином, несогласном с нашим желанием? И во свидетельство того, что теперь молодым придется исполнять не свою волю, а другого, священник подает брачующимся общую чашу:

— И чашу общую сию подаваяй сочетавающимся ко общению брака…

Как же трепетно приступают к этой чаше жених и невеста, словно чувствую, что это не просто чаша вина, а чаша их совместных радостей и скорбей.

И первые радости следуют далее. Священник повязывает руки молодым рушником, накрывает сверху епитрахилью и обходит с молодыми вокруг аналоя с престольной иконой под умилительное пение тропарей.

— Исайе, ликуй! – возглашает священник и хор допевает.

— Святии мученицы, иже добре страдавши и венчавшиися, молитеся ко Господу…

Самое настоящее наставление и пророчество молодым, ступающим на путь страданий и радостей.

— Слава тебе, Христе Боже! – снова звучит славословие Творцу и Создателю вселенной, которое поучает, что славить Господа надо всегда: и в радости, и в горе.

Но вот и все. Священник снимает венцы, читает последние молитвы, преподается последнее благословение теперь уже мужу и жене.

Перед Царскими вратами мужу впервые разрешается поцеловать жену. И их поздравляют родные и друзья под громогласное пение «Многая лета».

***

Хор уходит. Священник закрывает Царские врата. Расходятся гости, пришедшие помолиться и порадоваться за молодых…

Но праздники имеют свойство заканчиваться. Впереди суровые будни, полные испытаний и приятных неожиданностей. Один только господь знает, что ждет молодых.

Много раз видел собор, как год спустя, иногда больше, иногда меньше, эти люди снова приходили в Дом Божий и переступали его порог. Теперь это уже папы и мамы, пришедшие крестить своих чад. Но это уже другая история…

28-29 января 2004 г.

РО ОДС

Поделиться ссылкой:

 

5 мыслей о “Венчание

  • 13.07.2020 в 10:13
    Permalink

    Сппсибо! Очень ёмко и познавательно!

    Ответ
  • 13.07.2020 в 11:34
    Permalink

    Светлана, спасибо за интересную статью о венчании! Впервые прочитала о том, как происходит венчание в церкви, понравилось как описано и как будто сама присутствовала при этом обряде.

    Ответ
  • 13.07.2020 в 12:06
    Permalink

    Светлана, прочитал статью, и даже не знаю, что сказать, венчался, сам просил жену, давай повенчаемся и что? и детей крестили. Для кого то это что то значит, а для кого то ничего. Бывшая на шее носит 3 креста золотых и иконку, а в церковь дорогу забыла, а у меня и крестика нет, а церковь посещаю, только она живет и радуется, а я существую. Богу страдальцы нужны, а не счастливые. Богохульство или нет?

    Ответ
    • 13.07.2020 в 12:28
      Permalink

      Знаете, Сергей, у каждого свой путь к Богу! Это хорошо, что Вы помните и верите. А значит знаете и о том, что Господь сказал: не сидите и да не судимы будете! Если я не буду судить других людей, то и меня Господь не осудит в будущем, а значит есть надежда на жизнь «хоть с краюшку, но в Раюшку»! У каждого свои камни, о которые он спотыкается! Тут бы свое донести. Это, как надо, как по Уставу, к чему стоит стремиться! А как получается? Знает только Бог и человек, который проживает эту жизнь! Богохульство было в революцию, когда храмы оскверняли и святыни. А сейчас мы все- раненые и заблудившиеся…

      Ответ
  • 13.07.2020 в 22:41
    Permalink

    Очень красиво и с душой описан обряд венчания. Мне не довелось в жизни повенчаться, но мы с женой рассматриваем этот вопрос, думаю это никогда не поздно, и возраст этому не помеха — главное, чтобы Господь был в душе. Говорят, что пары, которые обвенчались на земле, будут вместе и на небесах…

    Ответ

Добавить комментарий для сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *