Современный мир заполонили гаджеты. Многие дети могут печатать на клавиатуре текст до того, как научатся писать буквы ручкой. Психологи разных стран бьют тревогу: современные дети не только мало читают, еще меньше пишут и не умеют выражать свои мысли. От этого страдает не только учеба, но и общий уровень культуры и образования общества.
Несколько лет назад ряд европейских и американских психологов провели общее исследование. В течение нескольких месяцев сравнивались рукописные дневники пациентов и новые, напечатанные на клавиатуре. Психологи пришли к интересному выводу! Оказывается, наша способность формировать мысли зависит от того, как мы ее переносим на бумагу. То есть, чем чаще мы пишем от руки, тем быстрее соображаем и лучше говорим.
Итак, почему же писать от руки полезно, особенно школьникам!
С помощью современной медицинской аппаратуры ученые выяснили, что во время письма задействуется особая зона головного мозга, так называемая ретикулярная активирующая система. В конкретный момент ее задача – блокировать обработку посторонней информации. Любой человек, который выводи буквы ручкой или карандашом на бумаге, лучше концентрируется и заставляет мозг внимательно отнестись к тому, что пишет. Вирджиния Бернингер, психолог из Университета Вашингтона, объясняет различия между ручкой и клавиатурой: «Вы совершаете больше движений, ведь для каждой буквы существует свой набор элементов, а работа на компьютере монотонна – каждый раз нужно только нажать на клавишу».
В 2009 году психологи Вашингтонского университете предложили учащимся разных школ и разного возраста поучаствовать в необычном эксперименте-конкурсе. Учащиеся писали сочинения. Одна группа — от руки, а вторая — сразу на компьютер с помощью клавиатуры. Работы ребят проверяли, обсуждали и анализировали несколько профессоров филологии. И что же озадачило и филологов, и психологов? Эссе, написанные от руки богаче, разнообразнее и эмоциональнее, в них использованы более сложные обороты речи. И работы выполнены быстрее, чем аналогичные творческие работы, которые были выполнены за клавиатурой и монитором.
Интересно, что такие известные писатели как Труман Капоте, Вуди Аллен, Сьюзан Зонтаг предпочитали писать романы и пьесы от руки даже тогда, когда их коллеги пересели за клавиатуру. К примеру, Капоте признавался, что, начиная работать над новым романом, всегда делал записи ручкой и только потом перепечатывал текст на машинке.
Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыкам чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. (Википедия) Дети путают буквы, переставляют местами слоги. И проблема не исчезает с годами, если с ней не работать, а остается на всю жизнь. Так вот именно вдумчивое письмо и работа с мелкой моторикой пальцев помогает избавиться от недуга. Интересно, что именно на этой особенности работы головного мозга была основана школьная образовательная программа, которая ставила задачу сначала написать знак или букву, а потом научиться его произносить, узнавать и называть. Заметьте, люди были гораздо грамотнее!
Ни для кого не секрет, что любая работа за компьютером перегружает нашу сенсорную систему. Мерцание экрана, движения курсора, доступность любой информации в один клик – все это притупляет способность к творчеству. Если мозг не получает никаких стимулирующих и раздражительных факторов, быстрее и легче сосредотачивается на заданном объекте и направляет все свои силы на творческий, созидательный процесс.
Наверняка, каждый человек хоть раз в жизни ловил себя на рисовании каракулей во время лекций, разговоров по телефону. Эту проблему тоже изучали ученые и пришли к тому, что оказывается мелкие движения пальцев и кисти, которые человек совершает во время письма, успокаивают нашу нервную систему.
Натали Роджерс, автор методики экспрессивной психотерапии, рассматривала дневниковые записи как важный способ самовыражения и пробуждения творческой энергии. Чаще писать от руки – значит чаще проявлять свою индивидуальность, считают еще ряд психологов Европы. Она выражается в форме и размере букв, беглости почерка, расположении текста на странице. Привычка записывать свои переживания и мысли на бумаге позволяет снизить их остроту.
Во время различной деятельности человек задействует разные зоны головного мозга, связанные с мышлением, языком и рабочей памятью. Когда человек пишет от руки, мозг получает дополнительную тренировку. Путем длительных наблюдений ученые выявили глубинную связь между состоянием психических возможностей человека и навыками письма. «Сравнивая старые дневники пациентов, написанные от руки, и новые, напечатанные на клавиатуре, мы видим большую разницу в способности формулировать свои мысли, – рассказывает нейробиолог Мьюрали Дорайсвами (Murali Doraiswamy), профессор Университета Дьюка, – Сегодня, когда многие люди пересаживаются за компьютер, тренировка рукописных навыков может стать полезным упражнением для сохранения остроты ума».
Да, письменные навыки – это тяжелый труд, но они также приучают ребенка к ответственности, усидчивости, умению довести дело до конца. В современной образовательной науке сегодня работает большая группа педагогов, которые обучают школьников каллиграфическому письму – это Русская классическая школа. Педагоги здесь обучают детей «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь». У школьников, которые обучаются по этой программе, есть возможность погрузиться в историю, и как сто и двести лет, писать чернилами и настоящим пером!
Так что пишите, не жалея чернил. И не важно, перьевые это ручки или обычные – шариковые. Почувствуйте красоту процесса и будьте здоровы!
Поделиться ссылкой:
Всегда вел дневники от руки, в том числе и дневник тренировок, что делаю и по сей день. И даже статьи, которые публикую у себя на сайтах, предварительные наброски делаю от руки, а потом уже в печатный вариант на ноутбуке. Так что меня не изменить😉 А деткам, обязательно нужно учиться навыкам письма от руки и знать в совершенстве. На компьютере не стыдно будет потом печатать))) Светлана, очень полезная и нужная информация о том, что писать полезнее, чем печатать! Согласен на все 100%!
Спасибо! Рада, что информация, которая кажется сейчас очень актуальной мне, нашла отклик и у других людей!
Светлана, спасибо за заметку, будем иметь ввиду красоту процесса…мне тоже приемлема более ручка, чем клавиатура, наверно в моём варианте это так и останется, хотя печатать мне тоже начинает нравиться…)))
Мне печать или просто нажатие по клавишам снимают стресс. Но истинное творчество рождается из-под пера. Написание слов и букв на бумаге лично мне помогает сконцентрироваться. А красивое письмо — это искусство!
Согласна с вами, Светлана, что писать от руки гораздо полезнее, чем печатать. Но вот как объяснить это нашим детям? А ведь они наше будущее.
Мне кажется, здесь только собственным примером. Я своим пишу записки.Они мне отвечают. Младшему нравится сам процесс выведения букв. А у старшего в кадетском объяснительные — перлы не только литературного жанра, но оказывается он и писать умеет красиво!
Светлана, да очень актуально для наших детишек! Мое поколение начинало с чистописания в школе, поэтому у нас у многих сохранилась привычка писать а не печатать. Действительно, когда пишу ручкой, мысль работает быстрее, видишь описываемые образы, продумываешь текст. Нашим детям нужно больше читать и писать, тогда человек будет грамотным и больше запоминать.
Светлана, спасибо за очень актуальную тему, которую Вы затронули, что полезнее, писать от руки или печатать на клавиатуре. Конечно гаджеты ускоряют все процессы для взрослых, что очень важно. Но то, что перестали обращать на каллиграфию и чистописание в школах, это виновато наше министерство образования. Поэтому дети не любят писать, буквы кривые, на это никто не обращает внимание, а у детей развивается психоз, они нервные, неграмотные, неуравновешенные. Жаль что на это мало обращают внимания руководители учебных подразделений.